История развития искусства "камней для Души" в Китае

История развития искусства «камней для Души» в Китае

Интерес китайцев к собиранию камней для религиозных и эстетических целей восходит ко времени правления династии Хань (206 г. до н.э.- 220 г. н.э.), когда китайские мыслители начали использовать большие камни для украшения своих садов и двориков. Упоминания о «садовых» камнях встречаются также в поэмах, датированных временем правления династии Танг (618- 907 г.г.). По крайней мере, начиная с правления династии Сонг (960- 1270 г.г.) образованные и тонкие в художественном смысле китайцы начали ценить небольшие одиночные декоративные камни, назвав их Гонгши, на английском языке - Scholar’s Rocks – камни для духа, камни для созерцания.

Таким образом, изначально в Китае появилось осознание и понимание красоты больших «садовых» камней, однако маленький размер позволил китайцам внести декоративные камни в свои жилища, где они могли восхищаться формами, неповторимостью камней и размышлять над ними в своих жилищах, которые часто служили им мастерскими. Вначале Гонгши были камнями, похожими или напоминающими мифологические или реально существующие горы, или даже существующие горные хребты Китая. Иногда это были камни с необычными формами, иногда - яркого цвета, некоторые камни вызывали у созерцающего какие-то чувства. Гонгши изначально появились из китайских садовых камней, высота которых достигала ~ 1,5 - 1,8 м. С течением времени каллиграфы, писатели, поэты, художники Китая, даосские монахи захотели, чтобы в их студиях, где они пишут или рисуют, находились и эти камни, похожие на горы, обработанные самой природой, позволяющие им здесь же заниматься и медитативными практиками. Так камни меньшего размера стали очень популярны среди писателей и представителей Императорского двора, их дарили друг другу, а также преподносили представителям королевских династий других стран, например, Японии. С тех пор искусство Гонгши живет уже более 1000 лет.

Китайский термин Гонгши обозначает камни, удовлетворяющие вышеперечисленным условиям и вызывающие какие-либо чувства у зрителя. Несмотря на то, что в переводе с китайского гонг означает дух («spirit» -англ.), ши – камень («stone» - англ.), в английском языке для этих камней не прижился термин Spirit Stones (то есть «камни для Души»), а прижилось название Scholar’s Rocks (учительские камни).

Самые ранние, из известных, сады камней, появившиеся во времена правления династии Хань, изображали представления людей о нереальном месте – рае, известном под названием Пенглай – Восточном Острове Бессмертных. Это три высокие горы (или более) со скалистыми, недоступными вершинами в Восточном Море, изолированные от остального мира и даже друг от друга. Так как Бессмертные могли перелетать с одной горы на другую, они могли общаться между собой, но для простых смертных эти райские острова были недоступны. В китайской живописи эти боги часто изображались в виде журавлей, летающими меж высоких гор. Три райских острова назывались Фангху, Янгжоу и Пенглай, вместе – Пенглай. Позднее эти острова нашли своё отражение в даосизме: райские горы были либо горами, плавающими среди облаков, либо искусно сделанными гротами, в которых обитали Бессмертные.

Один из первых таких садов был построен во 2-ом веке до н.э. и представлял собой большой пруд с четырьмя островами-горами – Пенглай, Фангжанд, Янгжоу и Хулианг – в центре. В дальнейшем императоры Китая часто повторяли эту композицию в своих садах.

Камни в садах располагались одиночно, - тогда они изображали отдельную гору; либо группами, - для изображения горного массива. Одиночные камни высокой декоративности обычно занимали самое видное место в саду. Большинство садовых камней – белых или серых оттенков, причудливой формы из-за сильного выветривания, высотой до 4 м от основания. Среди коллекционеров особо ценились камни, найденные в озере Тай провинции Цзянсу – Тайху-ши. Это камни больших размеров и причудливых форм, изрезанные множеством дыр и углублений. Многие из них дошли до наших дней.

В сравнении с садовыми камнями Гонгши - меньшего размера и более изысканных форм и оттенков. Их размер колеблется от миниатюрного до ~ 1м и должен быть достаточно малым, чтобы Гонгши спокойно размещались на столе в доме и служили для размышлений их владельцев. Иногда такие камни превращались во вполне обыденные объекты, которые можно использовать по конкретному утилитарному назначению, например, как подставку для кистей или печать, однако при этом они всё равно должны были выглядеть как художественные творения. Особо ценились камни из плотного известняка, который «при ударе испускал кольцо в виде колокольчика».

Гонгши располагали в доме на специальном столике или на обычном столе. При этом для устойчивости  Гонгши помещали в специально вырезанную для них деревянную подставку, которая сама по себе могла являться предметом искусства: на ней очень детально изображались различные символы, мифологические картины, иероглифы.

В Китае самыми ценными камнями считаются черные (Лингби-ши) и серые (Янг-ши) сланцы.

Хотя черные камни по-прежнему остаются наиболее ценными, искусство Гонгши допускает и другие цвета: белый, желтый, красный. Более того, следует сказать, что в различные периоды истории Китая становились популярными и разные камни. Так, например, во времена правления династий Минг и Куинг (1368- 1911 г.г.) у коллекционеров были любимы именно яркие цветные камни, такие как мрамор, малахит, бирюза, желтый кварц, мыльный камень, серпентин (змеевик).

Большинство Гонгши напоминают горы: реальные и несуществующие, скалы, одиночные пики и целые хребты. Но также существуют камни, вызывающие у ценителей воспоминания о великих людях, животных, героях мифов и легенд. Именно такие камни учат китайцев восхищаться поверхностью камня, которая говорит о его тысячелетнем возрасте; сильно изрезанной формой камня, говорящей о величии природы; любоваться его слоистой структурой, передающей глубину камня; наслаждаться его многочисленными углублениями, полостями, отверстиями, пещерами, создающими ритмичные, гармоничные узоры.

Для понимания Гонгши важное значение имеет одна из важнейших категорий в даосизме – категория «Пу», которая переводится буквально как «необработаный кусок дерева», что олицетворяет энергию нетронутых природой предметов: вещи в их собственной природной простоте содержат в себе свою собственную природную силу; если эта простота изменяется, то и природная сила вещи отбирается у неё и теряется.

Самыми прекрасными Гонгши считаются камни Тайху-ши - с очень изрезанной поверхностью, причудливых форм, с многочисленными углублениями, отверстиями, - но к созданию которых прикоснулась только природа.

Однако стоит признать, что над большинством таких камней поработал человек: в них высверливались дыры, искусственно изменялась поверхность, затем камни снова помещались на некоторое время в землю, после чего подвергались полировке. Зачастую после всех этих манипуляций камни опускали в воду для придания их поверхности естественного покрытия. Но знание того, что все эти процессы могли иметь место, не должно заслонять того факта, что перед нами – произведение искусства.

Интересно, что в США в штате Техас можно найти Гонгши, по качеству не уступающие белым китайским Тайху-ши (из озера Тай в провинции Цзянсу) и черным Лингби-ши (из провинции Анхуай). Такая «дырявая» структура здешних камней объясняется наличием в водоносных слоях, питающих водяные потоки, бесконечного известкового лабиринта. В течение миллионов лет эти известковые абразивные частицы вместе с водой «художественно обрабатывали» камни гротов и пещер, составляющие эти водоносные слои. Наиболее «перспективные» места поиска интересных камней – дно маленьких бухточек, куда выходят эти водоносные слои, особенно после сильных дождей. Не исключено, что такие места вы найдете и вблизи вашего дома.

Советы по дизайну Гонгши от известного китайского коллекционера Ху Цаоканга.

Гонгши выбирают,

- во-первых, за их необычную или очень красивую форму,

- во-вторых, за их красивый цвет,

- в-третьих, за материал, из которого они сделаны.

В свою очередь, в форме Гонгши, прежде всего имеет значение:

- наличие дыр (тоу),

- наличие туннелей (лоу),

- толщина (шоу) – чем тоньше, тем лучше,

- наличие морщинок, складок (цоу).

Даже если вам очень повезло, и вы стали обладателем настоящих «божественных» Гонгши, это ещё не значит, что вы сможете правильно выразить через них свою художественную концепцию. Одним из решением этой проблемы могла бы быть группировка камней, при которой выгодно подчеркиваются их достоинства и скрываются недостатки. Например, четыре или пять камней с разными высотами можно расположить в группу с несколькими миниатюрными деревьями. Это создаст в ограниченном пространстве природный ланшафт с прекрасными горами. Камни для группы подбирают из схожих материалов и с похожей текстурой. Держите их отдельно друг от друга, каждый – на своем пьедестале, и тогда при изменении ваших художественных вкусов вам будет легко изменять уже надоевшую картину.

История развития искусства «суйсеки» в Японии

В Японии первые камни для созерцания (по-японски – Суйсеки) появились в конце 6 в.н.э. из Китая. Они были подарены императорским двором Китая императрице Японии Суико. Как и все китайские Гонгши, это были вертикальные камни очень причудливых форм с дырами, дуплами, с сильно эродированными поверхностями, символизирующие горы и скалы Китая. В течение долгого времени (нескольких сотен лет) они оставались необычайно популярными в Японии, но только для очень узкого круга лиц – императорского двора и аристократии.

Следующий этап в развитии камней для созерцания – поздний период правления династии Камакура (1183-1333 г.г.), когда к власти в Японии приходит класс воинов – самураев. Тесные связи между Японией и Китаем, активная торговля между ними приводит к укоренению в Японии дзен-буддизма - новой религии-философии,- получившей одобрение и признание самураев. Для своих последователей дзен-буддизм особо подчеркивал необходимость аскетизма, строгости, простоты, а понимание сути вещей, интуиция осуществлялись через медитацию. Изменились и камни: в этот период особую ценность приобретают камни с более утонченными линиями.

В период правления династии Мурамачи (1338-1573 г.г.) эта тенденция только усиливается и развивается. Буддийские монахи отдают предпочтения камням, в которых обнажаются сущностные элементы камней. При этом не важны другие «отвлекающие» детали. Со временем предпочтения монахов становятся направленными на камни, напоминающие не просто отвлеченные пейзажи, а обладающие какой-то определенной особенностью, например, изображающие горы. Такие камни используются для духовного очищения, внутреннего осознания и просветления. А вкусы монахов в Японии предопределяли вкусы правящего класса.

В период правления династии Эдо (1603-1867 г.г.) в Японии поднимается новый влиятельный класс – класс богатых купцов, который позволяет себе соревноваться в своих приобретениях, интересах, хобби с аристократией. Суйсеки относятся к их интересам. Кроме того, стоит заметить, что этот период характеризуется и крайней изоляцией Японии, закрывшей свои границы для любой интервенции. Именно этот период изоляции, в отличие от всех предыдущих, когда Япония была лишь продолжателем и последователем Китая, позволил искусству Японии найти именно свои, ни на какие другие не похожие, характерные особенности и неповторимое очарование.

В конце 19 в. (период правления династии Мейджи 1868- 1912 г.г.) из-за обеднения дворянства и самураев развитие отдельных видов искусства Японии пережило период стагнации. Однако именно в это время появились первые классификации Суйсеки.

Во второй половине 20-го столетия интерес к камням для созерцания вновь возродился, вырос и перекинулся уже на другие страны, где продолжает расти и в наше время: Суйсеки-клубы сегодня распространены и объединяют людей по всему миру.

История развития камней для созерцания в странах Запада. Гонгши и Суйсеки.

Так случилось, что несмотря на то, что искусство созерцания камней впервые зародилось в Китае, его развитие в остальном мире, кроме Юго-Восточной Азии, было обусловлено влиянием японской культуры. На Западе всё началось с выставок бонсай, на которых экспонировались также и Суйсеки. Они быстро добились признания зрителей и выделились в качестве предметов отдельного самостоятельного направления искусства.

Интересно заметить, что публичные выставки бонсай (и, предположительно, суйсеки) в западных странах были организованы задолго до аналогичных выставок в Японии: во Франции, Англии и США бонсай выставлялись на многочисленных ярмарках и международных выставках, начиная с 1860 и по 1920 г.г., тогда как в Японии первый публичный показ был организован лишь в октябре 1927 года в Токио в Хибия Парк, и затем ежегодно после 1933 года. Это была выставка Кокуфу-тен Бонсай Эксебишн, и место ее проведения теперь было Метрополитен Арт Мьюзиум в Токио в Уено Парк. Следует сказать, что в Японии бонсай, Суйсеки выставлялись задолго до конца 20-х годов прошлого века, однако это были частные показы в традиционных японских ресторанах.

Появление книг японских авторов: Джона Нака на Западном побережье и Юджи Ёшимура совместно с Винсентом Ковалло на Восточном побережье, заложившие основы коллекционирования и экспозиции Суйсеки, ускорило признание этого вида искусства в США. Мелба Такер, Джим Гривз, Франк Инглиш, Билл Валиванис, Феликс Ривера и Джим Хэйс, в дальнейшем создавшие новые направления в развитии Суйсеки, «выросли» из этих книг.

Что касается китайских Гонгши, то хотя в жизни китайцев камни для созерцания присутствуют уже более тысячи лет, Западные страны заинтересовались китайскими Гонгши только около 20 лет назад. Это произошло благодаря выставкам коллекций Яна и Сьюзен Уильсон, Ричарда Розенблюма и книгам Кемина Ху с иллюстрациями камней известных китайских коллекционеров С.С. Уанга и Ху Цаоканга.

Камни для созерцания на Западе (Viewing Stones) объединяют обе формы этого искусства: Суйсеки в Японии и Гонгши в Китае. Кроме того, камни для созерцания допускают включение в эту группу всех интересных камней со всего мира, а также появление каких-либо новых форм. Так, например, Мелба Такер ввела новую категорию камней – «Desert Stones» - удивительные камни, найденные в пустыне, - пустынные камни.

Однако стоит заметить, что именно в Японии для Суйсеки была разработана первая детальная классификация, получившая дальнейшее развитие на Западе из-за более раннего признания на Западе японской культуры по сравнению с китайской. Возникающие новые формы камней включают в уже существующую классификацию Суйсеки, расширяя её. Сегодня зачастую понятие Суйсеки отождествляют с более общим понятием – камни для созерцания, Viewing Stones, хотя, если быть более точным в определениях, Суйсеки – это японский стиль камней для созерцания.

Отличия между Гонгши и Суйсеки.

Так как камни в Китае обычно изображают горы, мифологические или реально существующие в природе, Гонгши ставят в вертикальное расположение, тогда как Суйсеки – в горизонтальное. Китайские стили Тайху и Лингби не требуют плоской поверхности для обозначения низа камня, более того, в идеале, эти камни должны иметь изрезанную, «интересную» поверхность со всех сторон, то есть камень должен быть трехмерным. В противном случае, если одна из сторон Гонгши плоская, - его называют двухмерным, и это считается недостатком для Гонгши: по законам дизайнерского искусства Китая камень должен быть хорошо сбалансированным, иметь одинаковую привлекательность со всех точек обзора.

Из-за различия в расположении камней в Китае и Японии – вертикальное/ горизонтальное – имеются различия и в подставках для этих камней. Для Гонгши их вырезают значительно более глубокими (чтобы удержать камень в вертикальном положении), затем к ним обычно прикрепляют на штырях пять ножек, после чего к дизайну подставок приступают резчики. Окончательный штрих – окрашивание подставки в темный тон.

История развития искусства «камней для созерцания» в Корее

Время, когда камни для созерцания были завезены из Китая в Корею, точно не известно: от 100 г. до н.э. до 1300 г. н.э. Корея тогда называлась «Кокуреа». Это время распространения даосизма из Китая в Корею, вместе с которым и появились камни. Здесь они называются Сусеок.

Благодаря сильному всестороннему влиянию Китая на Корею предпочтение в камнях было отдано также китайскому стилю: наиболее ценными и коллекционными Сусеок считались вертикальные камни с сильно перфорированной поверхностью. Это продолжалось до 1950 г.

Начиная с 1950 г. глубокое влияние на историю, а, соответственно, и культуру Кореи оказывает Япония. Изменяются и вкусы коллекционеров: вместо традиционных резких, изрезанных, фактурных камней теперь они выбирают более смягченные, приглушенные камни, какие почитают в Японии. Что же касается количества коллекционеров Сусеок, то после окончания Корейской война (1950- 1953 г.г.) оно значительно выросло, продолжало расти и пять лет назад, по оценкам специалистов, составляло около миллиона человек. Однако в последнее время число коллекционеров Сусеок стало постоянно сокращаться.

Главным отличием Сусеок от Суйсеки является принципиальное и абсолютное невмешательство человека в природу камня – сказывается влияние Китая. Японцы тоже стараются не изменять камень, но для них точно позволительно сделать дно камня для устойчивости плоским. Корейцы предпочитают оставить «всё как есть», придумывая различные приспособления для экспозиции камня: помещают камень в глубокий «субан» - керамический контейнер с песком или водой – или в более глубокую деревянную резную подставку – даезву или звадае. Кроме того, подставки для Сусеок , Суйсеки и Гонгши также отличаются: у корейцев они, как правило, тоньше, и их плавные линии-контуры переходят в ножки (у японцев ножки в подставке отсутствуют, а у китайцев они вырезаются отдельно и прикрепляются к подставке).

Вот несколько известных мест в Корее, где находят Сусеок. Все эти местечки названы по именам рек и речушек, на которых находятся: Куунгхо-каанг, Намхан-каанг, Таевха-каанг, Йунг-каанг. Кроме того, у коллекционеров очень популярна морская береговая линия, особенно юго-восток Корейского полуострова. Для поиска Сусеок существует ещё местечко, не связанное с водой - Зири-сан. Зири – это гора в Корее.

По вопросам приобретения драгоценных камней для ювелирных украшений:
ВНИМАНИЕ! РАБОТАЕМ ТОЛЬКО ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ (адрес офиса можно узнать у менеджеров)
8 963 750 34 34 Елена

E-mail: info@redkiekamni.ru

По вопросам приобретения камнесамоцветного сырья, коллекционных минералов и элементов декора:
8 963 750 38 38 Дарья
Ознакомиться с камнями вживую Вы можете в нашем офисе по предварительной договорённости.
Приглашаем к сотрудничеству ювелиров.





Наши телефоны:

8 963 750 34 34 Елена
Время работы:
Пн-Чт: 10:00 - 18:00
Пт: 10:00 - 17:00
Офис работает только по предварительной записи (адрес офиса можно узнать у менеджеров)
Каменное сырьё:
8 963 750 38 38 Дарья
Время работы:
Пн-Чт: 11:00 - 18:00
Пт: 11:00 - 17:00
С нами можно связаться также через Whatsapp, Telegram и Viber:
КАМНИ НЕ ПОКУПАЕМ И НЕ ОЦЕНИВАЕМ

8 963 750 34 34 Елена