Иргизит.Тектит. Метеоритное стекло (арт. 7359)

Фото Иргизит.Тектит. Метеоритное стекло
Иргизит.Тектит. Метеоритное стекло
НазваниеИргизит.Тектит. Метеоритное стекло
Артикул7359
МесторождениеКазахстан, м/р между Мугоджарами и Аральским морем в долине р.Иргиз, метеоритный кратер Жаманшин
Вес96.1 карата
Размер32×25.4×19.7 мм
ЦветЧёрный
Вид огранкиОграненный камень
Форма огранкиОвал
Другие названия камняМетеоритное стекло, Иргизит
Тип товараКоллекционный камень
Цена122644 руб. / камень

Самый большой ограненный тектит – иргизит. Ограненный кусочек стеклянной кометы. Любителям редких драгоценных камней хорошо знакомы драгоценные камни молдавиты – зеленые метеоритные стекла из водного бассейна реки Влтавы (Чехия, Моравия, Австрия). Другое название этих камней – влтавины. В семидесятых годах двадцатого века в Казахстане в Иргизском районе Актюбинской области между населенным пунктом Мугоджары и Аральским морем в урочище Жаманшин долины реки Иргиз был «открыт» один из самых больших и загадочных метеоритных кратеров – Жаманшин.

Кратер Жаманшин под названием Тургайское плато был известен давно. Однако только в конце семидесятых годов стало окончательно ясно, что горная цепь Жаманшин, почти в точности повторяющая ход идеальной окружности и открывающаяся великолепным видом с любого самолета, следующего по маршруту Москва-Дели, Москва-Рангун, Москва-Бангкок и др., над Аральским морем, есть результат падения на Землю чего-то космического. В конце семидесятых годов начались интенсивные исследования кратера и сопутствующих артефактов.

По наиболее вероятной гипотезе ударный кратер с диаметром внутреннего кольца ~ 7 км и внешнего кольца до 13 км образовался около 1 миллиона лет назад в результате падения на Землю метеорита (возможно, астероида или ядра кометы) размером от 200 до 400 метров. В момент взрыва температура окружающей среды в районе падения достигла ~17000С, поэтому сам метеорит испарился, а образующаяся в результате его падения металлическая «пыль» и капли распределилась по кратеру, глубина которого после взрыва составляла от 500 до 1000 м.

В настоящее время перепад высот в урочище составляет всего 270 метров.

Как всегда при исследовании взаимодействия Земли с элементами Вселенной появляется масса неразрешимых загадок. Не стал исключением и кратер Жаманшин.

Во-первых, было сразу установлено, что главной отличительной особенностью кратера Жаманшин является присутствие в нем одновременно тектитов (иргизитов) и импактитов (жаманшинитов). Тектиты - это оплавленные темно-желто-зеленые плотные стекла, которые при всех других метеоритных взрывах (молдавиты) разлетались на расстояния до нескольких сотен километров от эпицентра взрыва. Импактиты - это ударные пористые и пленочные пемзообразные стекла, которые практически всегда присутствуют исключительно в самих метеоритных кратерах.  Некоторые агрегаты иргизитов и жаманшинитов содержат хорошо сохранившиеся куски железного метеоритного тела.

Во-вторых, главной научной проблемой кратера Жаманшин является так называемый парадокс возраста тектитов–иргизитов. Согласно радиоуглеродному анализу, иргизиты, находящиеся в кратере, образовались ~ 1 миллиона лет назад в момент удара космического тела о Землю. Именно по возрасту тектитов изначально судили о возрасте самого ударного события. Однако геологическое изучение послойного строения кратера с высокой точностью говорит о том, что тектиты находятся в геологическом слое Земли, возраст которого не превышает десяти тысяч лет. Описанное выше противоречие разрешается только на основе предположения о том, что тектиты действительно образовались ~ 1 миллиона лет назад, однако упали они на Землю всего лишь десять тысяч лет назад. Таким образом, можно полагать, что десять тысяч лет назад в районе урочища Жаманшин на Землю упал космический объект со сложным химическим составом, включающий в себя не только металлы (Fe, Ni, Co, Cr, Mn, Ir и др.), но и большое количество двуокиси кремния (SiO2). Из всех этих химических элементов, входящих в состав упавшего небесного тела, при взрыве образовались металл – содержащие тектиты (иргизиты) и импактиты (жаманшиниты).

Эта гипотеза может объяснить и наличие в кратере Жаманшин одновременно импактитов, которые всегда находят недалеко от места падения, и тектитов, которые разлетаются обычно на многие сотни километров от эпицентра взрыва. Любой взрывотехник знает, что стекло является отличным демпфером «горячих взрывов». То есть, часть энергии взрыва метеорита Жаманшин была погашена самим материалом метеорита – стеклом или любым другим материалом, состоящим из кремнезема. Наиболее вероятна гипотеза о том, что в районе реки Иргиз десять тысяч лет назад произошло столкновение земли с железисто-стеклянной кометой. Об этом свидетельствуют также обнаруженные в тектитах-иргизитах так называемые стримергласы – структурные метки кометного тела.

Ограненный классическим овалом с линейной калетой тектит-иргизит имеет массу 96.1 карата и является на сегодняшний день самым большим ограненным тектитом в мире. Все образцы для огранки были собраны казахскими крестьянами и пастухами в 1970 – 1973 годах двадцатого века, то есть, еще до начала активных исследований астроблемы Жаманшин. Местные жители свято верили в то время, что собирают драгоценный камень обсидиан. Вот бы они удивились, если бы узнали, что это один из самых редких, дорогих драгоценных камней, имеющих к тому же космическое происхождение. Позже было доказано, что стекло с таким высоким удельным весом (многим более 3.5 грамм на кубический сантиметр), обусловленным растворенным в стекле железом, можно получить лишь в условиях взрыва.

Кто знает, может быть иргизиты это действительно частички упавшей кометы? Тогда наш -камень - первый большой ограненный кусочек кометы.

Пн-Пт, 10:00 - 19:00

По вопросам приобретения драгоценных камней для ювелирных украшений:
8 495 782-34-34
8 495 502-24-00

Продажа в выходные (Сб) и праздничные дни:
(по предварительной записи)

Экспертиза эксклюзивных камней:
8 495 502-24-00

По вопросам изготовления ювелирных украшений:

E-mail: info@redkiekamni.ru

По вопросам приобретения камнесамоцветного сырья, коллекционных минералов и элементов декора:
8 495 782-38-38

По вопросам резки камня на пластины («фанеру»), изготовление камнерезных изделий, камей, в том числе с портретным сходством:
8 495 782-38-38
Ознакомиться с камнями вживую Вы можете в нашем офисе по предварительной договорённости.
Приглашаем к сотрудничеству ювелиров.

Наш адрес:
Перед посещением обязательно звонить!
г. Москва, м. Тульская,
Подольское шоссе, д. 3, офис 20
Наши телефоны:
8 495 782-34-34
Пн-Пт, 10:00 - 19:00
Перед посещением обязательно звонить
После 19:00 по предварительной записи
Продажа в выходные (Сб) и праздничные дни:
По предварительной записи.
Сб, 10:00 - 14:00
С нами можно связаться также через Whatsapp и Viber:
8 925 502-24-00
Дорогие покупатели! Компания «Редкие камни» объявляет весеннюю распродажу!
Скидка 20%
НА ВСЁ!
Акция продлится
до 30 апреля 2018 года.
* Кроме разделов "Распродажа", "Ликвидация", "Все по 150 рублей" и "Золотые украшения с природными камнями в наличии"

Весенняя распродажа! 20% на ВСЁ!
* Кроме разделов "Распродажа", "Ликвидация",