Нефритовое зеркало. Админ: Крышка для сосуда с водой. Со змеёй?

Алексей, 04.11.2018

Здравствуйте, уважаемые эксперты! Хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу предмета, который не далее, как вчера, оказался у меня. Знакомый антиквар, к которому попало несколько китайских вещей, по его словам, из старой коллекции, предложил недорого эту самую штуку. Если бы она была из бронзы, сомнений бы не возникало в том, что же это такое. Но поскольку она каменная, возникают вопросы, когда и с какой целью изготовлена.

Бронзовые китайские зеркала - древние и, конечно, подделки (которых явно подавляющее большинство, зная традиции Поднебесной), нередко продаются в антикварных магазинах и на аукционах. В отличие от обычных зеркал, ( если не брать в расчет "комнату смеха") китайские имеют выпуклую и вогнутую стороны, На вогнутой - различные символы, иероглифы, изображения. Выпуклая поверхность, по идее, должна быть тщательно отполирована, и это и есть зеркало. Казалось бы, все понятно, за исключением "пустяка". Зачем же поверхность такова, что искажает действительность? Фокус заключался в том, что если "поймать" на выпуклую поверхность солнечный луч и разместить лист белой бумаги, чтобы солнечный блик падал на нее, то проявляется изображение, идентичное тому, что на другой стороне зеркала. Такой эффект, разумеется, встречается редко, и до сих пор нет толкового объяснения феномену. Одна из гипотез - при шлифовке выпуклой стороны бронзового зеркала китайцы ухитрялись нанести изображение так, что оно не воспринималось человеческим глазом, а проявлялось (отражалось) лишь тогда, когда на него падал солнечный луч.

В данном случае - это не традиционная бронза, а камень, 8 см в диаметре. Твердый, не царапается иглой. Хотя на вид черный, небольшие включения полупрозрачной зелени встречаются, особенно на отполированной стороне. Как Ваше мнение об этом зеркальце - камень, возраст, мастерство резчика? Большое спасибо.

    
Аметистов, 05.11.2018

Вот как раз объяснение феномену проецирования письменных изображений с обратной стороны выпуклого камня не заняло у нас много времени. Есть только одно условие, камень должен быть прозрачным или хотя бы сильно просвечивающим. Тогда все что есть на обратной стороне спроецируется в увеличенном виде. Ведь отражение происходит, не потому, что зеркало, а потому, что поверхность отполирована, и есть резкое изменение показателя преломления или отражения. Собственно в этом случае зеркалом ТАКЖЕ является только полированная поверхность. А зачем тогда используют напыленную алюминием поверхность? Просто для обеспечения большей разницы в коэффициентах преломления-отражения. Так что это секрет Полишинеля. Или интернет - секрет, что одно и то же.

С назначением непрозрачного выпуклого непрозрачного зеркала (бронзового или каменного) дело обстоит намного хуже. Несколько часов потратил на поиски в Baidu. Baidu молчит, как молчат сами китайцы. Посмотрел и интернет экспозиции в китайских музеях. Был крайне удивлен не китайским происхождением их основных фондов. Европейская живопись, европейские украшения, немного китайских изделий и копии, копии, копии вплоть до копий терракотовой глиняной армии. Удача пришла при просмотре подделок и имитаций на не любимых сайтах - монстрах. Как только увидел одно подобное изделие, начал искать другие и нашел множество подтверждений своей догадки. Хотя, как обычно, руку на отсечение не дадим. Итак, что же мы такое увидели.

1 - Мы увидели множество разнообразных ПЛОСКИХ дисков с изображениями драконов и прочего и прочего.

2 - Нам удалось увидеть лишь несколько выпукло-вогнутых дисков с изображением длинного дракона, больше похожего на змею. Лишь один выпукло-вогнутый диск был с китайскими иероглифами.

3 - Никакие Vikipedia - на 3-х языках нам не помогли.

4 - Уже после догадки нам помогла китайская (Baidu) статейка об очистке воды древними китайцами.

Итак, где же нам удалось увидеть выпукло-вогнутые диски? Эти диски ... закрывали сосуды из камня. Среди сосудов были ... "древние" рукомойники и просто большой сосуд для хранения воды. А еще были 2 урны для хранения праха. Это была еще не гипотеза, только слабая догадка. Откуда брали ПИТЬЕВУЮ воду бедные сельские жители ? Да собственно откуда берут ее сейчас в бедных китайских деревнях а также тайских, лаосских, бирманских поселениях. Ответ мы знаем наверняка - с крыши, во время дождя. Воду собирают по деревянным водосливам в большие глиняные чаны на 1-2 кубометра, откуда ее подают и на кухню для приготовления пищи, и после отстоя и добавления некоторой дезинфицирующей химии пьют предварительно выдержав в холодильниках. Есть ли в бедных деревнях Юго-Восточной Азии водопровод? Да конечно, есть, но не повсеместно, и ... пить эту воду нельзя. Она не прошла очистку в известковом слое древнего моря. Это вода из песчано-глинистых слоев и водных линз. Это Вам не известковые отложения Девонского моря в Подмосковье и почти на всей территории России, включая Урал - кончится нефть - воду будем продавать! И от стариков азиатов, и из случайно найденной замeтки в Baidu стало известно, что 100-200 лет назад воду очищали или верили, что очищали змеёй. Конечно, мертвых змей не напасешься, так что опускали и змей "многократного пользования" в одно-двух литровые сосуды с дождевой водой с крыш. Чтобы змея не выползла из сосуда нужно было использовать тяжелую крышку (бронза и камни подходят вполне). А если веса не хватает, то можно было и дополнительным камнем придавить сверху - вот почему "верхняя" поверхность была вогнутой. На ней и предостерегающие надписи и рисунки. Такой крышкой можно было закрывать глиняные сосуды ЛЮБЫХ размеров, так как выпуклая полусфера плотно закрывала любые "горлышки". Бесконечно подгонять крышку под новый сосуд необходимости не было. Наиболее долговечные крышки были именно из бронзы и нефрита. Причем на монстро-сайтах продаются и "древние" плоские "зеркала" из нефрита БЕЗ надписей и рисунков. Интересно перевести надписи с вогнутых частей. К сожалению здесь Google Translate не поможет.

Наконец понятно, почему это называется зеркалом. Зеркалом, как и везде в древности служила, поверхность воды в сосуде. Так что нефритовое зеркало - открывало водяное зеркало, в котором действительно можно было посмотреться. Причем если крышка просвечивала, то солнечные лучи, отражаясь от поверхности воды проецировались на стенах и потолке в увеличенном виде. Если крышку поставить перпендикулярно окружности отверстия то отраженный свет также проецировался вместе с изображениями на стены. Все дела в отражении света от воды, а не от самого "зеркала".

Вот такая гипотеза. Повторюсь, что такое "зеркало" могло служить и универсальной крышкой погребальной урны с круглым отверстием. В любом случае, никакого другого рационального объяснения формы (1), названия (2), материала (3) такого изделия мы в инете не нашли. Даже в Baidu. Там одна коммерция вплоть до 20-й страницы запросов. Так что все, что могли. Ну а нефрит ли это черный понять просто. По краям должен просвечивать зеленым. =

Алексей, 05.11.2018

Браво! Прочел внимательно дважды, второй раз "на бис". Большое спасибо за прекрасный ответ и потраченное время!

Алексей, 06.11.2018

Обнаружил еще одно подтверждение Вашей гипотезы насчет крышки для воды. Впервые увидев предмет, обратил внимание на несоответствие - на вогнутой стороне в центре был вырезан бугорок, и в нем отверстие, в которое, как я понял, вставлялась нитка или тонкий шнурок. Непонятна была логика - если это для того, чтобы пришить предмет, как украшение или аксессуар к одежде, зачем это делать декоративной стороной и иероглифами во внутрь, и их тогда невозможно увидеть и прочитать. А если это крышка, и вогнутая часть верхняя, то для удобства, чтобы легче поднять крышку, в отверстие продевался шнурок и делалась петля, за которую можно было потянуть крышку. И еще мысль - вряд ли этот предмет из черного нефрита мог быть в обиходе бедной крестьянской семьи. И не могли бы Вы высказать предположение, как давно он изготовлен. С наилучшими пожеланиями...

Аметистов, 06.11.2018

Присоединяюсь к логике Ваших суждений. Относительно нефрита. Это нефрит наш Российский. Сам нефрит старый или очень старый, так как после Второй мировой войны китайцы сильно охладели к черному нефриту. Даже во время нефритовой лихорадки 2000-2010 годов в Бурятии дилеры из Поднебесной в основном закупали высококачественный зеленый нефрит (жилы №№ 7 и 10, соответственно с Каренского участка Оспинского месторождения и с Горлыкгольского месторождения) и окатыши апокарбонатного нефрита из рек Забайкалья. Но и в отношении речного светлого нефрита китайцы неохотно брали грязно-желто-салатовые разности с Буромского месторождения.

Так что "Зеркало" черного нефрита, скорее всего старое. Резалось долго и лет 100 назад, а может и больше. И точнее сказать можно. Нужно только посмотреть в лупу на следы инструментов и абразивов. Нужна макрофотография резных элементов. =

Алексей, 06.11.2018

Искреннее спасибо. Благодаря Вам удалось докопаться до сути, и это главное. Здоровья и удачи.

Аметистов, 06.11.2018

Спасибо Вам за пожелания, понимание и интересные вопросы неравнодушного коллекционера. =

Алексей, 08.11.2018

Рискуя показаться Вам дятлом, решил все же в заключение соорудить "вишенку на торте". Ваш вердикт о том, что черное нефритовое зеркало сделано не менее 100 лет назад, (а, возможно, и раньше) и что работа весьма скрупулезная, подвиг меня на то, что я приобрел и вторую, оставшуюся подобную вещь, но из другого камня и с другим рисунком. Что это такое - суть предмета - с Вашей помощью теперь понятно. Вопрос такой: что это за камень и как Вам работа резчика? Как всегда с благодарностью....

    
Аметистов, 08.11.2018

Алексей, вопросы легкие, спасибо. На языке кристаллографии это поликристаллический кварц. На языке минералогии плотный крупно-кристаллический кварцит ("льдистый кварц").. С точки зрения китайских резчиков по камню это ЖАД. Но жад не в смысле жадеита или нефрита, а в смысле НАЗНАЧЕНИЯ РЕЧНОГО ОКАТЫША. Жильный поликристаллический кварц в реке не только потерял трещиноватые части и обкатался в окатыш, но и приобрел желтый оттенок за счет диффузионного окрашивания межзеренных границ в речной воде, обогащенной окислами железа. Жадами китайцы называют ВСЕ камни - речные окатыши, годные для резьбы, а также САМИ готовые камнерезные изделия.

Что касается сюжета резьбы, то мы, естественно, зараженные собственными идеями видим здесь "намеки" на водные струи и змеиный клубок одновременно. Птица - хранительница домашнего очага (если это птица...).

Возраст изделия. Тут наблюдаем некоторые противоречия. (1) - С одной стороны китайские мастера уже лет как 100 с лишним вообще ничего не режут из льдистого кварца. Покупают - да, продают - да, но резьба по твердому камню (Тв=7) предопределяет в десятки раз больший износ инструмента и временных затрат. Кроме того, как бы мастер имитатор не старался сымитировать "древнюю резьбу", НИЗКОЕ качество полировки кварца (как 200-300 лет назад) имитировать крайне тяжело - кварцем кварц вообще не отполируешь, алмазные пасты и корундовые порошки тут же доведут поверхность до современного блеска, полярит на основе оксида церия потребует того же времени, что и полировка кварц по кварцу. Здесь же полировка примерно того же уровня, что и современная полировка нефритов, то есть, ... никакая, что для кварца при использовании современных инструментов и абразивов НЕ ХАРАКТЕРНО. Полировали явно на станке с вращением, но вот относительно абразива здесь использовали что то более мягкое, чем алмаз, корунд или карборунд.

Линии также выполнены гравером. Однако при всей "простоте"исполнения мастер часто ошибался и сужал и без того узкие гребни и оставлял канавки не доведенными по глубине и ширине. Резьба или специально или вынуждено осуществлялась в суспензии абразива расходным металлическим наконечником. Скорее всего латунным. Та что четко следовать нарисованному плану резьбы мешал слой абразива с водой. Изделие, если и современное (возраст не более 50 лет), то сделанное старым искусным и хитрым китайцем с явной имитацией старинной работы. Но и возраст 100-200 лет не исключен. Отполировать края изделия из кварца таким образом, чтобы остались только мелкие каверны без следов шлифовки современными абразивами не возможно. Нет и присущей современной полировке алмазными порошками "зеркальности" кварцевой поверхности. Если и имитация старины, то оооочень умная. Так что вещь в любом случае со смыслом, пусть и с китайским неведомым нам смыслом. =

Алексей, 08.11.2018

Ваша безупречная логика и глубокие знания вызывают восхищение. Искренняя благодарность и за науку, и за удовольствие, которое мы испытываем, читая ваши ответы.

Круг, 21.11.2018

Здравствуйте! А Вы не обратили внимание на выпуклость в центре изделия? Такое впечатление, что в нём проделано горизонтальное отверстие... Т.к. размеры не указаны и нет фото обратной стороны, может это крупная застёжка (пуговица)? В обсуждении отсутствует тема назначения предмета, интересно узнать мнение. С уважением.

Аметистов, 22.11.2018

Уважаемый инкогнито, если Вы хотите участвовать в обсуждении, то следует указывать Ваш Ник, и внимательно читать вопросы и ответы. Вы совершенно НИЧЕГО НЕ ПРОЧИТАЛИ. Просто высказали свое мнение.

Пуговицей это не может быть по двум обстоятельствам. Первое это гротескные размеры.

Второе - цитируем Алексея "Впервые увидев предмет, обратил внимание на несоответствие - на вогнутой стороне в центре был вырезан бугорок, и в нем отверстие, в которое, как я понял, вставлялась нитка или тонкий шнурок. Непонятна была логика - если это для того, чтобы пришить предмет, как украшение или аксессуар к одежде, зачем это делать декоративной стороной и иероглифами во внутрь, и их тогда невозможно увидеть и прочитать. А если это крышка, и вогнутая часть верхняя, то для удобства, чтобы легче поднять крышку, в отверстие продевался шнурок и делалась петля, за которую можно было потянуть крышку. " Трудно было прочитать ВСЕ сообщения ??? При такой невнимательности у Вас успехов не будет.

Прежде чем писать ответ, подумайте еще раз. Если нечего сказать, то может лучше не писать? Чего время то тратить? Ладно бы свое время. ...

По вопросам приобретения драгоценных камней для ювелирных украшений:
ВНИМАНИЕ! РАБОТАЕМ ТОЛЬКО ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ (адрес офиса можно узнать у менеджеров)
8 963 750 34 34 Елена
8 963 750 38 38 Дарья

E-mail: info@redkiekamni.ru

По вопросам приобретения камнесамоцветного сырья, коллекционных минералов и элементов декора:
8 963 750 38 38 Дарья
Ознакомиться с камнями вживую Вы можете в нашем офисе по предварительной договорённости.
Приглашаем к сотрудничеству ювелиров.





Наши телефоны:

8 963 750 34 34 Елена
8 963 750 38 38 Дарья
Время работы:
Пн-Чт: 10:00 - 18:00
Пт: 10:00 - 17:00
Офис работает только по предварительной записи (адрес офиса можно узнать у менеджеров)
Каменное сырьё:
8 963 750 38 38 Дарья
Время работы:
Пн-Чт: 11:00 - 18:00
Пт: 11:00 - 17:00
С нами можно связаться также через Whatsapp, Telegram и Viber:
КАМНИ НЕ ПОКУПАЕМ И НЕ ОЦЕНИВАЕМ

8 963 750 34 34 Елена
8 963 750 38 38 Дарья